учебный план 2022-2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В МКДОУ детском саду № 7 «Красная шапочка» целостность педагогического
процесса обеспечивается реализацией инновационной программы Т.С.
Комаровой, Э.М.Дорофеевой дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
(Москва: Мозаика-Синтез, 2021год).
Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню
методических изданий, рекомендованных министерством образования РФ
по разделу «Дошкольное воспитание».
Содержание образовательного процесса представлено следующими
направлениями развития:
 социально-коммуникативное;
 познавательное;
 развитие речи;
 художественно – эстетическое;
 физическое.
Целью Программы является создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Данная образовательная программа предполагает:
 удовлетворение образовательных потребностей детей и их родителей;
 повышение качества знаний, умений, навыков детей;
 создание каждому ребенку условий для полноценного развития.
Образовательная программа имеет необходимое кадровое,
методическое, материально-техническое обеспечение и способствует
демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса,
дает возможность развития творческого потенциала личности и
удовлетворения образовательных интересов дошкольников

Основные цели программы:
 воспитывать доброго общественника, нравственно здоровых детей с
раннего детства, с развитыми общечеловеческими качествами;
 обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так
и психологического);
 всестороннее и своевременное психическое развитие;
 формирование активного и бережно-уважительного отношения к
окружающему миру;
 приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду,
знаниям, искусству, морали).
 единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
Основные инновации Программы:
 внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени
отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей,
проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и
пр
 введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг;
 принята концепция образовательного результата, где гармонично
сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных
представлений и освоение знаний, умений, навыков
 вводятся новые образовательные технологии: пространство детской
реализации, утренний и вечерний круг, развивающий диалог,
технология позитивной социализации, «ровестничество» —
технология создания детского сообщества и др.;
 осуществляется переход на новый формат детско-взрослого
взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и
нацеленного на развитие детской инициативы;
 подробно прописаны принципы организации развивающей
предметно пространственной среды, нацеленной на самостоятельные
детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие
по интересам;
предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда
родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и
партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом
воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а

родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по
мере сил.

Педагогический процесс в ДОУ во всех возрастных группах
осуществлять в соответствии с:
инновационной программой дошкольного образования «От рождения
до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой (Москва,
Мозаика - Синтез, 2021год, издание 6-е дополненное);
 региональной образовательной программой дошкольного образования
РД
 ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи под редакцией М.И. Шурпаевой, М.М.
Байрамбекова, У.А. Исмаиловой, А.В. Гришиной (2015г);
Парциальными программами:
 «Юный эколог» - автор С.Н. Николаева;
 «Музыкальное воспитание в детском саду» автор С.С. Агабекова
 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина О.
Л. Князева, Н. Н. Авдеева); ,
«Дети гор» региональная программа развития и воспитания
дошкольников
 Дагестана (Кондрашова В.В.);
 «Цветные ладошки» программа художественного воспитания, обучения
 развития детей 2 – 7 лет автор Лыкова И.А.;
 «От истоков прекрасного к творчеству» автор Байрамбеков М.М.
 «Родничок» под ред. Магомедова А.М..

В целях приобщения дошкольников к истории и культуре родного края,
знакомства с народными промыслами, развитие в художественнотворческой деятельности, ознакомления с устным народным
творчеством, ремёслами, обычаями родного края, введен
региональный компонент.
В детском саду реализуется региональная образовательная программа
дошкольного образования РД, изданная по решению учёного совета
ГБУ «Дагестанский научно – исследовательский институт педагогики им.
А.А.Тахо - Годи» в 2015 году, а так же нижеперечисленные программы
Образовательная программа по социально – коммуникативному
развитию детей для ДОО РД «Салам аллейкум»;

 Образовательная программа по формированию у дошкольников
гендерной принадлежности для ДОО РД «Я и ты»;
 Образовательная программа по физическому развитию детей для
ДОО РД «Орлята»; Образовательная программа по формированию
экологической культуры детей для ДОО РД «Мир вокруг»
; Образовательная программа по изобразительному искусству для
ДОО РД
«От истоков прекрасного – к творчеству»;
Образовательная программа по русскому языку (с методическими
рекомендациями) для ДОО РД «Мы учимся говорить по - русски»
; Образовательная программа по познавательному развитию детей
для ДОО РД «Познаем наш край родной».
Целью данных программ является создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,
формирование общей культуры ребёнка, всестороннее развитие его
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями ребёнка, формирование
предпосылок к учебной деятельности с учётом социальных,
климатических, географических условий и национальных особенностей
Дагестана .
Важным
компонентом вышеуказанных программ является воспитание детей на
основе уважения к традиционным духовным ценностям народов
Дагестана: гостеприимство, взаимопомощь, почитание старших,
проявление заботы о младших и пожилых людях, любовь к родителям,
к родному краю, к России - нашей многонациональной родине.
В этом направлении также успешно используются ранее изданные
региональные Программы: «Родничок» и «Дети гор». Творческая
работа по региональной программе «Родничок» подсказала пути
воспитания личности дошкольника в условиях Дагестана.
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным
краем в приложении 1.
С целью формирования у детей эстетического восприятия,
эмоциональной отзывчивости к красоте родной природы,
произведениям изобразительного и декоративно – прикладного
искусства народов Дагестана в соответствии с требованиями ФГОС ДО в
ДОУ приобретено методическое пособие М.М. Байрамбекова
«Ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством

Дагестана» (издательство «Лотос» г. Махачкала 2018г.).
К пособию имеется приложение в виде демонстрационного материала
по всем видам народно – прикладного искусства народов Дагестана.
В ДОУ разработаны и утверждены: рабочая программа воспитания и
примерные календарные планы воспитательной работы для всех
возрастных групп МКДОУ «Детский сад №7«Красная шапочка»
на 2021 -2022 учебный год.
ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели с двумя
выходными – суббота, воскресенье. Длительность пребывания детей в
ДОУ составляет 12 часов.
В ДОУ функционирует 2 возрастных групп дневного пребывания,
укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:
 2младшая группа (с 3до 4 лет) – 1 группа
 Средняя группа (с 4 до 5 лет) – 1 группа
Педагогический процесс в МКДОУ осуществляется в трех направлениях:
 специально организованное обучение в форме образовательной
деятельности
 совместная деятельность воспитателя и ребенка
 свободная самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность рассматривается как важная, но не
преобладающая форма организационного обучения детей. Исключаются
школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные ответы у доски,
стереотипное выполнение всех заданий по инструкции взрослого, проведение
большинства занятий, сидя за столами.
В работе с детьми используются различные формы работы:
фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, которые применяются с учетом
возраста и уровня развития ребенка, а также сложности программного и
дидактического материала на основе социо – игровых подходов и
интегративной технологии. Педагогам предоставляется право варьировать
место образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрируя
(объединяя) содержание различных видов образовательной деятельности в
зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания.
Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимой

образовательной деятельности, осуществляя совместное планирование,
обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и групп в целом.
Учебный план МКДОУ соответствует Уставу, модели детского сада,
основной образовательной и региональной программ, обеспечивая
выполнение «временных» (примерных) требований к содержанию и методам
воспитания и обучения, реализуемых в МКДОУ, гарантирует ребенку
получение комплекса образовательных услуг.
Учебный год в МКДОУ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая, с 1
по 15 сентября - адаптационный период, с 31 декабря по 10 января новогодние каникулы, с 15 по 30 мая - мониторинг, с 1 июня по 31 августа каникулы.
Учебный план состоит из 2-х частей: базовой (инвариантной) и вариативной
(модульной).
Инвариантная часть реализуется через обязательную образовательную
деятельность учебного плана, не превышает предельно допустимую нагрузку
и соответствует требованиям СанПина. 2.4. 3648-20.
Физкультурно – оздоровительными и медицинскими услугами охвачены все
дети, посещающие ДОУ. В сетке занятий предусмотрено 2 занятия в
помещении, третье проводится на прогулке. В целом на двигательную
деятельность детей в режиме дня отводится не менее 4 часов в день.
Вариативная часть – занятия по выбору (индивидуальные и кружковые)
В каждой группе воспитателями проводится кружковая работа по выбору
воспитателей. В детском саду функционирует кружок хореографии. Занятия
проводятся с детьми старшей и подготовительной групп во второй половине
дня.
В последнюю
неделю каждого квартала учебного года для воспитанников дошкольных
групп организуются недели творчества, во время которых проводятся занятия
только эстетически – оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные,
изобразительного искусства).
В летний период проводятся только: тематические развлечения и дни по
плану работы ДОУ на летний период, спортивные и подвижные игры,
спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивается
продолжительность прогулок (СанПин 2.4. 3648 - 20 от 28. 09. 2020г.).

Возрастные Образовательные Нагрузки

Учебный план МКДОУ «Д/с №7 «Красная шапочка» на 2022- 2023
учебный год (составлен в соответствии с требованиями основной
образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой , (Москва, Мозаика-Синтез,
2021год),
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Возрастная группа
Длительность условного
учебного часа (в минутах)
Количество условных
учебных часов в неделю
Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в
день
Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в
неделю
Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в
месяц
Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в год

II Младшая

Средняя

До 15 мин

До 30 мин

Основные
11

Основные
11

30 мин.

40 мин.

2 ч.
45 мин

3 ч.
40 мин

11 ч.

14 ч.
40 мин

99 ч.

132 ч.

Нормативные документы, регламентирующие составление
базисных учебных планов дошкольных образовательных

учреждений:
1.Закон РФ «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
№1165 от 17.10.2013г.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
4.Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой
(Москва, МозаикаСинтез, 2021год).
5. Устав МКДОУ «Детский сад № 7 «Красная шапочка».
6. Образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 7 «Красная шапочка».
7. Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения».
В соответствии с программой учебный план охватывает следующие
структурные единицы, представляющие определённые направления развития
и образования детей (далее – образовательные области):

Физическое развитие включает:
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия; формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение
 подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
 становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Социально-коммуникативное развитие направлено:

на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками;
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:
 развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
 формирование познавательных действий, становление сознания;
 развитие воображения и творческой активности;
 формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.),
о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего
 народа, об отечественных традициях и праздниках,
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:
 обогащение активного словаря; развитие речевого творчества;
 развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
 развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
 формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы;
 становление эстетического отношения к окружающему миру;
 формирование элементарных представлений о видах искусства;
 восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной и др.). Б

Базисный учебный план МКДОУ «Д/с №7
«Красная шапочка»
реализующего инновационную программу дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.
Дорофеевой (Москва, Мозаика-Синтез, 2021год)

2 младшая
Базовый вид деятельности

Средняя

Организационная образовательная
деятельность

Ознакомление с окружающим

1

1

ФЭМП

1

1

Развитие речи

1

1

Музыка

2

2

Рисование

1

1

Аппликация

0,5

0,5

Лепка

0,5

0,5

Физкультура

2+1

2+1

Конструктивная деятельность

1

1

Итог

11

11

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Чтение худ-ной литературы

ежедневно

ежедневно

Национально-региональный
компонент

+

+

Игровая деятельность

+

+

Общение при проведении
режимных моментов

+

+

Базисный учебный план 2 младшей группы
«МКДОУ «Д/с №7 «Красная шапочка»
реализующего инновационную программу дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.
Дорофеевой (Москва, Мозаика-Синтез, 2021год

1.

Базовая часть (инвариантная)

Количество занятий в неделю

1.1.1.

Ознакомление с окружающим

1

1.1.2.

ФЭМП

1

1.1.3.

Развитие речи

1

1.1.4.

Музыка

2

1.1.5.
1.1.6.

Рисование
Аппликация

1
0,5

1.1.7.

Лепка

0,5

1.1.8.

Физкультура

1.1.9.

Конструктивная деятельность

1

Итог
Национальная –региональный
компонент

11
+

2+1( на воздухе)

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах
деятельности
Чтение худ-ной литературы
Прогулки

Ежедневно
Ежедневно

Игровая деятельность

Ежедневно

Общение при проведении режимных
моментов

Ежедневно

Базисный учебный план средней группы
« МКДОУ «Д/с №7 «Красная шапочка»
реализующего инновационную программу дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.
Дорофеевой (Москва, Мозаика-Синтез, 2021год)

1.

Базовая часть (инвариантная)

Количество занятий в неделю

1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.1.5.
1.1.6.
1.1.7.
1.1.8.
1.1.9.

Ознакомление с окружающим
ФЭМП
Развитие речи
Музыка
Рисование
Аппликация
Лепка
Физкультура
Конструктивная деятельность

1
1
1
2
1
0,5
0,5
2+1( на воздухе)
1

Итог
Национальная –региональный
компнент

11
+

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах
деятельности
Чтение худ-ной литературы
Прогулки

Ежедневно
Ежедневно

Игровая деятельность
Общение при проведении режимных
моментов
Дежурства

Ежедневно
ежедневно
Ежедневно

Модель физического воспитания в МКДОУ
«Детский сад № 7 «Красная шапочка» на 2022 - 2023 учебный год
Формы организации
2 младшая группа
средняя группа
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения
режимных моментов
Утренняя гимнастика
Физкультминутки

Игры и физические
упражнения на прогулке
Закаливающие
процедуры
Дыхательная гимнастика

Ежедневно 4-6минут
-

Ежедневно 10¬15
минут
Ежедневно после дневного сна
Ежедневно после дневного сна

2. Физкультурные занятия
Физкультурные занятия в 2 раза в неделю по 10 помещении
15 минут
Физкультурные занятия на 1 раз в неделю по 10 свежем воздухе
15 минут
Ритмическая гимнастика
1 раз в неделю по 15
минут
3. Спортивный досуг
Самостоятельная
двигательная
деятельность
Спортивные праздники
Физкультурные досуги и
развлечения
Дни здоровья

Ежедневно 6-8 минут
Ежедневно по мере
необходимости (до 3 -х
минут)
Ежедневно 15¬20минут

2 раза в неделю по 20
минут
1 раз в неделю по 20
минут
1 раз в неделю по 20
минут

Ежедневно под руководством воспитателя
(продолжительность определяется в соответствии
с индивидуальными особенностями ребенка)
Летом 1 раз в год
Летом 2 раз в год
1 раз в месяц
1 раз в месяц
1 раз в квартал

1 раз в квартал

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что содержание
основной и вариативной части не превышает допустимой нагрузки во всех
возрастных группах и гарантирует каждому ребёнку получение комплекса
образовательных услуг.

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников
с родным краем
Цель: дать детям знания о Республике Дагестан, как о крае, в котором мы
живем.
Задачи:
- формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы
живем, называется республикой. Давно был назван Дагестанской АССР. Его
характерные особенности. Роль Дагестана в жизни нашей страны России, всей
планеты;
- познакомить с реками и озерами Дагестана и их достопримечательностями;
- дать понять, что Дагестан богат полезными ископаемыми: нефть, гранит,
соль и другие;
- дать знания, что в Дагестане уникальный климат для выращивания злаковых
культур: ржи, пшеницы, риса, кукурузы, проса;
- дать знания детям о городах и селах, их значении в жизни людей
республики, их красоте и уникальности;
- познакомить детей с разнообразным климатом Дагестана: горы, предгорье,
лес, побережье. Там растут разнообразные растения: хвойные, лиственные,
травы. Многие растения занесены в красную книгу, как уникальные;
- познакомить с Главным Кавказским хребтом, его расположением на карте
Дагестана; что растет в горах, что выращивают люди, какие животные там
живут;
- уточнить знания детей об образе жизни животных: В лесу одни, в предгорье
и на равнине другие;
- познакомить с творчеством поэтов и писателей, художников Дагестана
- развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места,
желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять
детям, что уникальность и красота Дагестана зависит от нас самих.

Организационный блок, необходимый для реализации
поставленных задач
В детском саду должен быть оформлен уголок, где собран материал о
республике Дагестан. Иметься библиотечка: журналы, книги, открытки о
родном крае, альбомы “Животные и растения Дагестана”, коллекция
иллюстраций, образцы полезных ископаемых, макеты интересных мест
обитания животных и птиц, карта республики и города, по которой мы
путешествуем.
Всю информацию рекомендуется разделить на три блока.

Первый блок: “Мир природы”
-экскурсии в природу.
-знакомство с растениями и животными родного края
-просмотр фильмов о крае.

Второй блок: “Деятельность людей”
-экскурсии по родному городу, обращая внимание на название улиц, на
архитектуру домов и административных зданий;
-вспоминаем профессии людей, которые строили город;
-рассматривание открыток о городах и селах республики, отмечая интересные
места и оригинальную архитектуру старых городов: Дербента, Буйнакска.

Третий блок: “Культурный облик родного края”
знакомить детей с достопримечательностями республики, города;
показать интересные места, побывать в музеях, памятных местах;
-знакомить детей с культурой народов Дагестана, с их творчеством,
традициями, приметами, с творчеством выдающихся людей;
-приглашать в детский сад интересных людей, чтобы они рассказывают детям
о своей работе, показывают фотографии. Трудовая деятельность человека
является тем звеном, которое связывает мир природы и мир людей.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что краеведческий материал
поможет решить следующие задачи:
- формировать любовь к родной республике, интерес к его прошлому;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице,
республике, стране;
- воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».