Пояснительная записка
В МКДОУ применяется комплексно-тематический подход к организации
образовательного процесса. Он подразумевает объединение комплекса различных
видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. В качестве тем
могут выступать организующие моменты, тематические недели, события,
реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции. При этом,
что не маловажно, реализация комплексно-тематического принципа тесно
взаимосвязана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских
деятельностей.
Образовательный процесс в МКДОУ организован в форме тематических
недель и тематических образовательных проектов (старшая и подготовительная
группы), в которых комплекс различных детских деятельностей объединен вокруг
единой темы. Именно через различные виды детской деятельности
педагоги реализуют содержание всех пяти образовательных областей.
В течение каждой тематической недели педагоги проектируют и организуют
свою деятельность по четырем блокам:
I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания
образовательных областей в процессе специально организованных занятий.
Для реализации образовательной
проводятся занятия по направлениям:
области
«Познавательное
развитие»
«Ребенок и мир природы» (в интеграции с образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а так же
«Художественно-эстетическое развитие»),
«Ребенок и социальный мир» (в интеграции с образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а так же
«Художественно-эстетическое развитие»),
«Развитие элементарных математических представлений» (в интеграции с
образовательными областями «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное
развитие»),
«Конструирование: техническое конструирование из строительного
материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей» (в интеграции с
образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).
Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со
всеми образовательными областями) в нашем тематическом планировании
предлагаются занятия по направлениям:
«Развитие речи»,
«Воспитание любви и интереса к художественному слову».
Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) предлагаются
занятия по направлениям: «Музыка», «Рисование», «Лепка», «Аппликация»,
«Конструирование (творческое конструирование из природного и бросового
материалов, из бумаги)».
Для реализации образовательной области «Физическое развитие» в МКДОУ
проводятся занятия по физкультуре, физкультурные праздники, досуги,
соревнования, в занятия по реализации иных образовательных областей включаются
динамические паузы.
II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания
образовательных областей вне занятий, в разных формах совместной деятельности
педагога и детей. Среди различных форм совместной деятельности взрослых и детей
мы используем игру (сюжетную, дидактическую, с правилами), ситуацию (решение
ситуативных задач), проектную деятельность, мастерскую, коллекционирование,
чтение педагогом и восприятие детьми художественной и познавательной литературы,
экспериментирование и исследование, беседы, викторины и конкурсы, наблюдения,
экскурсии, работу в книжном уголке.
III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня.
IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по
реализации содержания образовательных областей в процессе сотрудничества
дошкольной организации с семьей.
Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при
освоении образовательной области «Познавательное развитие» (в интеграции с
образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое
развитие»), на занятии «Ребенок и окружающий мир».
С темой недели связана специально организованная детская деятельность –
коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, поисковоэкспериментальная, конструктивная, восприятие художественной литературы,
двигательная активность, через которую реализуются все образовательные области.
Эти виды детской деятельности осуществляются как в форме специально
организованных занятий: по развитию речи, развитию элементарных
математических представлений, конструированию, лепке, рисованию, аппликации,
музыке и физкультуре (I блок), так и в различных формах совместной деятельности
педагогов и детей вне занятий: игре (сюжетной, дидактической, с правилами),
педагогической
ситуации,
мастерской,
коллекционировании,
чтении
художественной литературы, экспериментировании и исследовании, наблюдениях,
экскурсиях, беседах, викторинах и конкурсах (II блок).
Для специально организованных занятий мы предлагаем три группы целей:
обучающие, воспитательные и развивающие. К каждой группе целей мы формируем
сначала общие цели в соответствии со Стандартом дошкольного образования), а
затем дополняем их целями дидактическими, связанными со спецификой и
содержанием данного занятия.
Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через
перечень мероприятий, которые должен провести воспитатель по организации
развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,
организация всего помещения группы, размещение атрибутов для сюжетно-ролевых
игр детей). Представлены также краткие рекомендации воспитателю по организации
детской игры.
Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации
Программы (IV блок) осуществляется посредством кратких рекомендаций для
родителей, советов по организации домашних занятий, наблюдений в природе,
домашнего чтения детям.
1 младшая группа (дети в возрасте от 2 до 3 лет)
Неделя
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Сентябрь
Детский сад
Наша группа
Наши игрушки
Наш участок
Октябрь
Осень. Наш участок
осенью
Человек. Части тела
Взрослые в детском
саду
Наши книги
Ноябрь
Опасные предметы
Мои любимые игры
и игрушки
Моя семья
Разноцветная
неделя
Декабрь
Зима. Наш участок
зимой
Зимняя погода
Елочка-красавица,
детям очень
нравится
Новогодний
праздник
Январь
-
Зимние игры и
забавы
Народная игрушка
Дом и что есть в
нем
Февраль
Посуда. Накрываем
на стол
Продукты питания
Мебель
Одежда
Март
Мамин день
Обувь
Профессии
Неделя детской
книги
Апрель
Весна. Наш участок
весной
Животные
Птицы
Человек. Части
тела
Май
Цветы
В гостях у сказки
Рыбы
Скоро лето
Июнь
Играем с водой и
песком. Первые
эксперименты
Мой дом
Неделя здоровья
Транспорт
Июль
Разноцветная неделя
Деревья
Ягоды и фрукты
Насекомые.
В гостях у
мухи-цокотухи
Август
Одежда и обувь
Овощи
Домашние
животные
Любимые сказки
Месяц
2 младшая группа (дети в возрасте от 3 до 4 лет)
Неделя
Месяц
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Сентябрь
Мы пришли в
детский сад.
Давайте
познакомимся
Наши игрушки в
детском саду
Наша группа
Наш участок
Октябрь
Наши взрослые
помощники в
детском саду
Малыши на осенней
прогулке
Мы играем вместе:
наши игры и
игрушки
Наша любимая еда:
овощи и фрукты
Ноябрь
Наша любимая еда:
молоко и молочные
продукты
День и ночь – сутки
прочь
Домашние
животные
Кто живет в лесу
Скоро праздник –
Новый год!
Декабрь
Зоопарк
Пришла зима
Кто как к зиме
приготовился
(изготовление
кормушек)
Январь
-
Зимние забавы
Предметы вокруг
нас: посуда
Предметы вокруг
нас: мебель
Февраль
Наша одежда
Наша обувь
Профессии
День защитника
Отечества
Март
Мамин праздник
Домашний труд
Наш дом
Наша семья
Апрель
Весна
Город и село
Весной в деревне
Весна в городе.
Подарки весны
Наши книги
Опасные предметы
Скоро лето!
Безопасность на
воде
Наблюдаем за
насекомыми
Любимые сказки
Народные игрушки
Птицы в городе
Неделя
экспериментирован
ия
Май
Июнь
Июль
Август
Наш календарь:
будни и праздники
Безопасное
поведение в
природе
Собираемся в
путешествие
Неделя здоровья
Безопасность
дорожного
движения
Растения на участке
детского сада
Мы любим спорт
Средняя группа (дети в возрасте от 4 до 5 лет)
Неделя
Месяц
1-ая неделя
2-ая неделя
Сентябрь
Здравствуй, детский
сад!
Правила и
безопасность
дорожного
движения
Свойства воздуха
Октябрь
Овощи
Ягоды и фрукты
Деревья
Ноябрь
Дикие звери и
птицы
Домашние
животные и
питомцы
Дом, в котором я
живу
Декабрь
Сезонные
изменения в
природе:
Зимушка-зима
Растения и
животные уголка
природы
Игрушки (из чего
сделаны новогодние
игрушки)
Январь
-
Зимние забавы.
Февраль
Профессии
Транспорт
Инструменты
День защитника
Отечества
Март
Международный
женский день
Посуда
Бытовая техника
Неделя детской
книги
Апрель
Сезонные
изменения в
природе: Весна
Домашние
животные
Инфраструктура
ближайшего
окружения:
В магазине
(в супермаркете)
Неделя пожарной
безопасности
Праздники и будни
Инфраструктура
ближайшего
окружения:
Моя улица
Что такое время
Безопасное
поведение в
природе
Свойства воды
Безопасное
поведение у воды
Комнатные
растения
Одежда и обувь
Дома и здания
Разнообразие
животных
Декоративные
растения
Что за чудо эти
сказки
Что такое дружба
Май
Июнь
Июль
Август
Сезонные
изменения в
природе: Встречаем
лето
Достопримечательн
ости родного города
(села)
Свойства
природных
материалов
3-я неделя
Неделя здоровья
4-ая неделя
Сезонные
изменения в
природе: Осень
золотая
Среда обитания:
Кто где живет
Инфраструктура
ближайшего
окружения: мой
дом. Мебель
Любимый праздник
– Новый год
Мебель
Старшая группа (дети в возрасте от 5 до 6 лет)
Неделя
Месяц
Сентябрь
1-ая неделя
«Безопасность
дорожного
движения»
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Золотая осень»
«Деревья»
«Природные
сообщества: лес»
«Дикие животные
средней полосы
России»
«Продукты
питания:
разнообразие
продуктов»
Октябрь
«Грибы»
«Охрана природы:
Красная книга»
Ноябрь
«Из истории
одежды, обуви,
головных уборов»
«Из истории домов и
зданий»
«Из истории
мебели»
«Из истории посуды
и столовых
приборов»
Декабрь
«Явления природы.
Части суток»
«Народные
праздники на Руси.
Русский фольклор»
«Продукты питания:
праздничные
блюда»
«Общий праздник –
Новый год!»
Январь
-
«Зимние игры и
забавы»
«Мы живем в
России»
«Мой родной край»
Февраль
«Телевидение»
«Детям об огне и
пожаре»
«День защитника
Отечества»
«Народные
праздники.
Масленица»
Март
«Мамы всякие
нужны. Мамы
разные важны»
«Что нам стоит дом
построить»
«Наземный
транспорт»
«Водный транспорт»
Апрель
«Ранняя весна»
«Покорение
космоса»
«Вода»
«Инструменты и
материалы»
Май
«Цветущая весна»
«День Победы»
«Травы»
«Насекомые»
Июнь
День защиты детей
«Я – ребенок! И я
имею право!»
«Пушкинский день
России»
«Природные
сообщества:
Водоем»
«Лето красное
пришло!»
Июль
«Веселая Дымка»
«Сине-голубая
Гжель»
«Золотая Хохлома»
«Русская игрушка»
Август
«Кружево и
вышивка»
«Ярмарка народных
мастеров»
«Любимые книги»
«Школа
здоровья»
Подготовительная к школе группа (дети в возрасте от 6 до 7 лет)
Неделя
Месяц
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Сентябрь
«Безопасность
дорожного
движения»
«Золотая осень»
«Деревья – наши
друзья»
«Плоды осени:
Овощи. Фрукты.
Грибы»
Октябрь
«Домашние и дикие
животные»
«Мой край родной»
«Мы живем в
России»
«Москва – столица
нашей Родины»
Ноябрь
«Кремли – защита
земли русской»
«Вот так Африка»»
«Чудеса Австралии»
«Две Америки»
Декабрь
«Зима»
«Русские обычаи –
взаимопомощь и
гостеприимство»
Январь
-
«Зимние игры и
забавы»
«Народные
«Общий праздник –
праздники на Руси.
Новый год!»
Русский фольклор»
«Что из чего и для
чего (о свойствах
«Из истории вещей»
разных материалов)»
Февраль
«По реке времени:
путешествие из
прошлого в
будущее»
«Детям об огне и
пожаре»
Март
«О любимой маме.
Профессии наших
мам»
Апрель
«Земля – наш дом во
Вселенной»
«День защитника
Отечества»
«Народные
праздники на Руси.
Масленица»
Слух: «Зачем слону
большие уши»
Зрение: «Как кошка
в темноте видит»
Обоняние и
осязание:
«Чувствовать
кожей»
«День
космонавтики»
«Планета Океан:
вода – источник
жизни»
«Цветущая весна»
«По странам и
континентам»
Азия
«Школа здоровья»
Май
«Мир растений»
«День Победы»
«По странам и
континентам»
Европа
Июнь
День защиты детей.
«Я – ребенок! И я
имею право!»
«Пушкинский день
России»
«Сказки Пушкина»
«Народные промыслы России»
Июль
«Сине-голубая
Гжель»
«Золотая Хохлома»
«Ярмарка народных
мастеров»
«Любимые книги»
«Русская игрушка»
«Кружево и
вышивка»
Август
«Скоро в школу!»
Календарный учебный график
Календарный учебный график является локальным нормативным документом,
регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в
2023-2024 учебном году в МКДОУ «Детский сад № 7 «Красная шапочка».
Календарный учебный график разработан в соответствии со следующими
нормативными документами:
‒ Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (часть 9 статьи 2);
‒ Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля
2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным образовательным программам
дошкольного образования»
‒ СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
‒ Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
Уставом МКДОУ «Детский сад № 7 «Красная шапочка».
‒ Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные
психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их
жизни и здоровья. Содержание календарного учебного графика включает в себя
следующие сведения:
режим работы МКДОУ;
продолжительность учебного года;
количество недель в учебном году;
сроки проведения мониторинга;
формы организации образовательного процесса в течение недели с учетом
максимальной допустимой нагрузки в организованных формах обучения.
Режим работы МКДОУ: 12-часовой (с 7.00 – 19.00), рабочая неделя состоит из
5 дней, суббота и воскресенье – выходные дни.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель (1 и 2 полугодия) без
учета каникулярного времени.
1. Режим работы учреждения
Продолжительность учебной недели
5 дней (с понедельника по пятницу)
Время работы возрастных групп
с 7.00 до 19.00 часов
Нерабочие дни
Суббота, воскресенье
и праздничные дни
2. Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса
3.1 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
Наименование
Сроки
Количество дней
Педагогическая диагностика,
первичный мониторинг
Первая половина
сентября
2 недели
Итоговый мониторинг
Вторая половина мая
2 недели
В целях приобщения дошкольников к истории и культуре родного края,
знакомства с народными промыслами, развитие в художественно – творческой
деятельности, ознакомления с устным народным творчеством, ремёслами, обычаями
родного края в детском саду введён региональный компонент. Реализуется
региональная образовательная программа дошкольного образования РД, изданная
по решению учёного совета ГБУ «ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи» 2015г. Приобретены
парциальные программы, изданные по решению ученого совета ГБУ «Дагестанский
научно – исследовательский институт педагогики им. А.А.Тахо - Годи»:
Образовательная программа по социально – коммуникативному развитию детей
для ДОО РД «Салам алейкум»;
Образовательная программа по формированию у дошкольников гендерной
принадлежности для ДОО РД «Я и ты»;
Образовательная программа по физическому развитию детей для ДОО РД
«Орлята»;
Образовательная программа по формированию экологической культуры детей
для ДОО РД «Мир вокруг»;
Образовательная программа по изобразительному искусству для ДОО РД «От
истоков прекрасного – к творчеству»;
Образовательная программа по русскому языку (с методическими
рекомендациями) для ДОО РД «Мы учимся говорить по - русски»;
Образовательная программа по познавательному развитию детей для ДОО РД
«Познаем наш край родной»;
Методическое пособие М.М. Байрамбекова «Ознакомление детей дошкольного
возраста с народным искусством Дагестана».
Так же для достижения целей основной общеобразовательной программы
используются такие парциальные программы как:
«Цветные ладошки» Лыковой И.А.
«Умные пальчики» Лыковой И.А.
«Юный эколог» Николаевой С.Н.
«Математические ступеньки» Колесниковой Е.В..
Введен региональный компонент каждую третью неделю месяца. Ведётся работа
по развитию художественно-творческой деятельности, ознакомлению с устным
народным творчеством, ремёслами, обычаями родного края.
Возрастные образовательные нагрузки
Длительность условного
учебного часа
(в минутах)
Количество условных
учебных часов в неделю
Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в
день
Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в
неделю
Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в
месяц
Общее астрономическое
время образовательной
деятельности в часах в год
I
младшая
II младшая
Средняя
группа
Старшая
группа
Подгот.
группа
до 10 мин
до 15 мин
До 20 мин
до 25 мин
до 30 мин
основные
11
основные
11
основные
11
основные
13
основные
14
20 мин.
30 мин.
40 мин.
75 мин.
90мин.
1ч.
40 мин
2ч.
30 мин
3ч.
40 мин
6ч.
15 мин
7ч.
30 мин
6 ч. 40
мин.
11 ч.
14ч. 40
мин
22 ч.
28ч.
80ч.
99 ч.
132ч.
204 ч.
252 ч.
В детском саду функционирует кружок – хореографии. Занятия проводятся с
детьми средней, старшей и подготовительных групп во второй половине дня.
В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Проводятся
спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также
увеличивается продолжительность прогулок и дневного сна
(СП2.4.3648 – 20 от 28.09.2020г)
Формы организации образовательного процесса в течение недели.
1 младшая группа (дети от 2 до 3 лет)
№
Базовая часть (инвариантная)
Количество
занятий в
неделю
1.
Ознакомление с окружающим
2.
Развитие элементарных математических представлений 1
3.
Развитие речи
1
4.
Музыка
2
5.
Рисование
1
6.
Лепка
1
7.
Физкультура
2+1 (на воздухе)
8.
Конструирование
1
Национально- региональный компонент
+
Итого:
11
1
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы
ежедневно
Игровая деятельность
Ежедневно
Общение при проведении режимных моментов
Ежедневно
Развивающее общение на прогулке
Ежедневно
Беседа, загадка, разговор
Ежедневно
Наблюдение
2 раза в неделю
Общее количество занятий в неделю 11. Занятия проводятся в первую и во
вторую половину дня (после дневного сна). Длительность занятий – 10 минут
Формы организации образовательного процесса в течение недели.
2 младшая группа (дети от 3 до 4 лет)
№
Базовая часть (инвариантная)
Количество
занятий в
неделю
1.
Ознакомление с окружающим
2.
Развитие элементарных математических представлений 1
3.
Развитие речи
1
4.
Музыка
2
5.
Рисование
1
6.
Лепка
1
7.
Физкультура
2+1 (на воздухе)
8.
Конструирование
1
Национально- региональный компонент
+
Итого:
11
1
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы
ежедневно
Игровая деятельность
Ежедневно
Общение при проведении режимных моментов
Ежедневно
Развивающее общение на прогулке
Ежедневно
Беседа, загадка, разговор
Ежедневно
Наблюдение
2 раза в неделю
Общее количество занятий в неделю 11. Занятия проводятся в первую и во
вторую половину дня (после дневного сна). Длительность занятий – 15 минут
Формы организации образовательного процесса в течение недели.
Средняя группа (дети от 4 до 5 лет)
№
Базовая часть (инвариантная)
Количество
занятий в
неделю
1.
Ознакомление с окружающим
2.
Развитие элементарных математических представлений 1
3.
Развитие речи
1
4.
Музыка
2
5.
Рисование
1
6.
Аппликация/лепка
0,5/0,5
7.
Физкультура
2+1 (на воздухе)
8.
Конструирование
1
Национально- региональный компонент
+
Итого:
11
1
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы
ежедневно
Игровая деятельность
Ежедневно
Общение при проведении режимных моментов
Ежедневно
Развивающее общение на прогулке
Ежедневно
Беседа, загадка, разговор
Ежедневно
Наблюдение
2 раза в неделю
Общее количество занятий в неделю 11. Занятия проводятся в первую и во
вторую половину дня (после дневного сна). Длительность занятий – 20 минут
Формы организации образовательного процесса в течение недели.
Старшая группа (дети от 5 до 6 лет)
№
Базовая часть (инвариантная)
Количество
неделю
занятий
1.
Формирование
элементарных 1
математических представлений
2.
Ознакомление с окружающим
1
3.
Развитие речи
2
4.
Музыка
2
5.
Рисование
2
6.
Аппликация/лепка
0,5/0,5
7.
Физкультура
2+1(на прогулке)
8.
Конструирование
1
Национально- региональный компонент
+
Итого:
13
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Игровая деятельность
Ежедневно
Чтение художественной литературы
Ежедневно
Общение при
моментов
проведении
режимных Ежедневно
Развивающее общение на прогулке
Ежедневно
Беседа, загадка, разговор
Ежедневно
Наблюдение
2 раза в неделю
Общее количество занятий в неделю 13. Занятия проводятся в первую и во
вторую половину дня (после дневного сна). Длительность занятий – 25 минут
в
Формы организации образовательного процесса в течение недели.
Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)
№
Базовая часть (инвариантная)
Количество
неделю
занятий
1.
Формирование
элементарных 2
математических представлений
2.
Ознакомление с окружающим
1
3.
Развитие речи
2
4.
Музыка
2
5.
Рисование
2
6.
Аппликация/лепка
0,5/0,5
7.
Физкультура
2+1(на прогулке)
8.
Конструирование
1
Национально - региональный компонент
+
Итого:
14
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Игровая деятельность
Ежедневно
Чтение художественной литературы
Ежедневно
Общение при
моментов
проведении
режимных Ежедневно
Развивающее общение на прогулке
Ежедневно
Беседа, загадка, разговор
Ежедневно
Наблюдение
2 раза в неделю
Общее количество занятий в неделю 14. Занятия проводятся в первую и во
вторую половину дня (после дневного сна). Длительность занятий – 30 минут
в